UA RU

Валентина Заболотько: «Есть политическое решение со стороны государства поддержать медицинскую статистику»

Дата создания: 26 октября, 10:56
Дата обновления: 26 октября, 15:25
162
Валентина Заболотько: «Есть политическое решение со стороны государства поддержать медицинскую статистику» фото

На вопросы «МП» ответила Валентина Заболотько, руководитель Центра медицинской статистики МЗ.

– Валентина Николаевна, поскольку ГУ «Центр медицинской статистики МЗ Украины» будет впервые представлен с интервью на «Медправда», расскажите, пожалуйста, нашим читателям о структуре центра и основных направлениях его работы сегодня?

– Государственное учреждение «Центр медицинской статистики Министерства здравоохранения Украины» было создано в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения в 1992 г. На сегодняшний день наш Центр является главным учреждением, осуществляющим координацию деятельности территориальных информационно-аналитических центров медицинской статистики и лечебно-профилактических учреждений по сбору, обработке и анализу статистической информации.

Основными направлениями работы Центра являются: централизованный сбор, обработка и анализ статистической информации о состоянии здоровья, об оказании медицинской помощи населению, а также о ресурсах здравоохранения и их использования.

Важным направлением работы Центра также является разработка и внедрение статистической методологии, которая базируется на результатах научных исследований, международных стандартах и рекомендациях. И конечно же, главная наша задача – обеспечение достоверности, объективности, оперативности и целостности статистической информации, ее адекватности задачам реформирования отрасли.

– Сегодня у Центра медицинской статистики МЗ появился можно сказать «конкурент» – Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ), которая обладает статистической финансовой информацией. Ведь, когда финансовые полномочия перешли от Минздрава в НСЗУ, Центр медицинской статистики не имеет доступа к финансовой информации. Однако надо учитывать, что в НСЗУ подают статистические отчеты только те медицинские учреждения, которые заключили договор на сотрудничество. Поэтому, по данным экспертов рынка, сейчас статистические данные НСЗУ предоставляют отчетность, отражающую состояние отрасли условно, лишь наполовину. Расскажите пожалуйста, об особенностях и преимуществах статистической информации от Центра медицинской статистики МЗ.

– Хотела бы отметить несколько преимуществ статистической информации Центра медицинской статистики МЗ не с точки зрения конкуренции с отчетностью НСЗУ, а в целом. Наша особенность заключается в единой методологии, основанной на результатах научных исследований, международных стандартах и рекомендациях. 

Статистическая информация, которая собирается Центром, достаточно многогранна и охватывает огромный круг вопросов. Чем отличается отечественная система статистики от статистики большинства стран мира? Медицинская статистика в Украине – сплошная. Наш центр и региональные центры медицинской статистики имеют уникальную системную и многолетнюю статистику начиная со дня независимости нашего государства. 

Минздрав в лице нашего Центра официально сотрудничает по некоторым направлениям с системами медицинской статистической отчетности в Европе и мире, и системно обменивается статистической информацией.

Путь развития Центра медицинской статистики МЗ был достаточно непростым, но Центр выстоял, смог удержать базу по специалистам, которые являются нашей мощной основой и сегодня имеет возможности для сбора наиболее полной медицинской статистической отчетности в Украине, которая готовится очень опытными специалистами.

Вообще, следует сказать, что медицинская статистика особенная. Здесь есть определенные специфические нюансы и поэтому очень важно, чтобы статистическую информацию собирали и оценивали именно врачи-статистики. Тогда, несмотря на все нюансы, собранная информация будет максимально полно отражать работу медицинской системы и будет полезна, ведь именно на основе статистических данных должны приниматься управленческие решения.

– Какие «подводные камни» есть в работе украинской статистики и какие ее потенциальные возможности?

– Скажу честно, мы хорошо знаем отечественную систему сбора статистической отчетности, ее преимущества и недостатки. В частности, распространенную мысль об отечественной статистике, что она не всегда объективно отражает информацию. Здесь следует понимать, что статистика лишь констатирует предоставленные ей фактические данные, а так сказать «ложь», в которой обвиняют статистику, создают те, кто подает ложную информацию.

Статистика предоставляет обезличенную информацию. Однако, когда специалист принимает отчет по статистике, проводит анализ и параллели в сравнении и сопоставлении, он может получить очень много объективной и аналитической информации.

Поскольку статистическая информация все фиксирует, статистику иногда «боятся». Но могу заверить, что статистическая информация согласно отечественному законодательству является обезличенной. Основные требования к нашей деятельности регулируются Приказом МЗ Украины № 378 от 10.07.2007 г.

Мы получаем довольно много запросов от различных органов государственной власти, МВД, СБУ и др. с просьбой предоставить данные отчетности по конкретному заведению. Но мы никогда не предоставляем такую информацию без согласования. Ведь государство защищает законодательно всех, кто предоставляет статистическую отчетность для ее обобщения. Мы вправе предоставить индивидуальную статистическую отчетность только после того, как компания-владелец информации лично предоставит на это разрешение.

– Какие проблемы возникают в работе Центра?

– За весь период работы проблем и сложностей было довольно много. Но самым главным нашим достижением является то, что мы смогли, несмотря на все сложности, сохранить нашу основу – специалистов, которые системно проводят работу по сбору медицинской статистической информации. 

Мы имеем достаточно прочную базу, на которой можно нарабатывать очень много новых направлений в перспективе. К проблемным вопросам мы относимся как к вызовам, которые нужно решить, а опыт специалистов нашего Центра позволяет это сделать.

Среди сложностей нужно отметить кадровую проблему, которая все же имеет место из-за недостаточно высокого уровня финансирования в государственном секторе. Но, этот вопрос, как я уже сказала, мы держим на контроле, и основные кадровые ресурсы мы сохранили и развиваем.

Еще одна сложность – необходимость совершенствования электронной отчетности. Здесь доминантными являются не только финансовые вопросы, но в первую очередь, вопрос выбора компании-поставщика услуг в данном направлении, ведь это все должно быть на тендерной основе. Но мы сделаем все для того, чтобы получить возможность предоставления на системной основе медицинской статической отчетности в онлайн-режиме.

Есть также ряд вопросов по техническому обеспечению, которые тоже постепенно будем решать.

– Какие планы работы Центра медицинской статистики МЗ?

– Сейчас мы окрыленные информацией о том, что на заседании СНБО, решение которого было введено в действие Указом Президента Украины Владимира Зеленского № 369 от 18 августа 2021 г. среди многих приоритетных вопросов в работе медицинской отрасли, был выделен и вопрос поддержки направления статистической медицинской отчетности.

Я считаю, что это политическое решение, которое по сути мы увидели впервые со стороны государственных органов, поможет нам ускорить решение всех проблемных вопросов, в частности:

1) создание единой информационно-статистической системы здравоохранения;

2) использование современных технологий сбора данных, что усовершенствует систему сбора, обработки и распространения медико-статистической информации с учетом международных стандартов обмена данными, информации и электронных медицинских записей и документов, норм и правил;

3) укрепление кадрового потенциала медицинской информационной системы. Эта цель является чрезвычайно важной, поскольку во время подготовки специалистов высших медицинских учебных заведениях, в т.ч. в рамках непрерывного профессионального развития врачей, должны вводиться учебные программы (модули) по работе с современными медицинскими информационными системами. Также важно обеспечить широкое привлечение к работе в информационно-аналитических центрах медицинской статистики других специалистов цифровой отрасли и создания новых механизмов финансового поощрения для работы в данной сфере деятельности;

4) разработка и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволят обеспечить создание единой системы сбора статистических данных в режиме реального времени (оперативных данных) с целью действенного контроля за деятельностью учреждений здравоохранения согласно запросам от органов власти, управлений охраны здоровья, других контролирующих организаций и учреждений;

5) обеспечение непрерывного доступа к своевременной, достоверной и полной информации с целью изучения, анализа и формирования соответствующих предложений для менеджеров всех уровней для дальнейшей корректировки или формирования политики воздействия в пределах полномочий;

6) разработка проблемно-ориентированных информационных подсистем. Это направление обеспечит разработку и внедрение детализированных электронных отчетных форм, как действенного инструмента для мониторинга деятельности профильных медицинских учреждений и обеспечения возможности проведения углубленного многоуровневого анализа тематических показателей по их клинической деятельности, а также возможности обнаружения не сугубо проблемы, а факторов, которые к ней приводят.

Сейчас мы имеем опыт, специалистов, и такое политическое решение о необходимости поддержки со стороны государства для нас очень важно. Оно есть, а значит – все запланированные изменения на улучшение работы Центра мы сможем успешно воплотить в жизнь.